Цитата(Виталий Сардыко @ 27.6.2013, 10:56)
В Небесном Учение не редко говорится о чести и добром имени человека, семьи. Причём указывается, что всё это должно быть, хоть и является внешним благом. Но, быть должно для поддержания в порядке общества. Это в полной мере относится и к родине. Стараться поддерживать доброе имя и честь своей родины должен каждый гражданин и христианин.
Христианин должен пребывать, прежде всего, в благолюбии, и при этом, если он видит те или иные разновидности зла и лжи в ближнем, он может
из внутреннего благолюбия желать исправить их, и если есть возможность, то и действовать в этом направлении. И так, из благолюбия, следует поступать в отношении всех ближних, без исключения. Родные по плоти являются ближними в той мере, в которой обретают начало ближнего от Господа.
Действия из внутреннего благолюбия отличаются от действия из себялюбия. Себялюбие двойко: из себялюбия желают выискивать недостатки и других, любят осуждение как цель, даже своих близких по плоти не обходят вниманием в этой связи. Другая же сторона себялюбия - это когда-то безразличны к тому, чтобы ближний (и страна в целом) вошли в благое, выйдя из зла и лжи. В таком случае часто имеет место оправданием зла, безразличие к тому, во зле или добре находится ближний, но это не ангельское оправдание зла, потому что в этом смысле ближнего (как правило, по плоти, и страну в целом) считают просто продолжение своей соби, чем-то большим, чем индивидуальное "я", и любят эту большую собь.
Действия человек пребывающего в благолюбии и пребывающего в себялюбии по отношению к своей стране могут быть очень похожими, но поскольку они действуют из совершенно различных внутренних причин, одни - духовные, а другие - себялюбивые.
Вот цитаты из книги Благолюбие о том, как относится к своей стране, своему обществу и т.п.
"(I.) Каждый человек - ближний по качеству добра его.
(II.) Общество, большее ли, меньшее, - ближний по добру его служения.
(III.) Родная страна - ближний по ее добру, духовному, нравственному и гражданскому.(IV.) Человеческий род - ближний в самом широком смысле, но так как он делится на империи, царства и государства, то каждое из них ближний по добру религии, и по добру, которое приносит родной стране и себе."
"85. Рождение не делает кого-то ближним больше, чем другого, даже если это свои мать и отеца, не делает этого и воспитание. Подобные суждения возникают от природного добра. Ни родство, ни свойство никого не делают ближним больше, чем другого, посему, не делает этого и родная страна. Родную страну должно любить по качеству ее добра. Но действовать в ее интересах - это долг, который проявляется в заботе о ее пользе, потому что таким образом заботятся о благе всех. "
"79. Каждое общество может быть рассмотрено не иначе, как человек в составной форме. Вследствие чего оно есть ближний по добру служения, которое оно приносит. Если оно приносит высокие служения, то является ближним в большей степени, если скромные, то является ближним в меньшей степени, если же злые служения, то является ближним не иным образом, как злой человек, и добро, которое я для него желаю, состоит в том, чтобы он стал добрым, и, насколько возможно, подыскиваю средства для его исправления, даже если происходить это будет через посредство угроз, наказаний, притеснений и лишений."
"86. Например: если бы я родился в Венеции или Риме, и если был бы Христианином-Реформатом, должен ли я любить свою страну, или страну, в которой родился, за ее духовное добро? Нет, не могу. Ни в отношении добра нравственного и гражданского, насколько оно зависит, когда его совершают, от добра духовного. Зато насколько оно от того не зависит, я могу ее любить, пусть даже страна эта меня ненавидит. Таким образом, я не должен ненавидеть враждебную или чужую страну [sic non odio habebo inimicum nec hostem: букв. не должен из ненависти полагать ее недругом или врагом], но должен по-прежнему любить ее, не ущерб причиняя, а заботясь о ее благе, сколь есть у нее добро, не таким, однако, способом, чтобы укреплять оную в ее лжи и зле."
По поводу справделивого судьи, что относится к каждому человеку, выносящему моральное (а не духовное) суждение.
"Все решения справедливого судьи относятся к благолюбию, даже когда он налагает взыскание или наказание на опасных преступников, ибо таким образом он исправляет их и ограждает от того, чтобы они делали зло невиновным, которые являются ближними. Ведь он, как отец, который, если любит своих детей, бранит их, когда те поступают плохо"
Цитата
И если человек всё внимания концентрирует на пороках родины, и отбрасывает все её достоинства, то такой человек нарушает заповедь.
Когда же размышляется о той или иной частности, то тогда мы, совершенно, не обязательно размышляем обо всем сразу. Например, когда в соседних темах мы обсуждаем ситуацию в других странах, духовную и моральную, разве мы всегда вспоминаем о том, сколько в тех странах есть полезного и здравого? Так и здесь.. И если наши выводы содержат всего лишь критику, то совершенно не обязательно, что у критикующего нет благолюбия, ведь целью критики из благолюбия не является выискивание зла, осуждение ради осуждения, удовольствие от осуждения и смотрения свысока и т.п., но целью является благо. Таким образом, целью критики из благолюбия не является общее оправдание или осуждение кого-то и чего-то ради самого осуждение, а благо исправления. Вот когда благолюбия нет, то тогда и критика внутренне неподлинна (хотя может формально быть вполне справедливой, как у невозрожденного судьи), и оправдывание неподлинно.