[quote name='Ренат Х' date='26.5.2016, 10:21' post='7630']
Ну что ж, не обеспечив тылы трудно быть полезным кому либо.
[/quote]
Если я правильно понимаю, подразумевается следующее положение, например в NJHD:
[quote]
… Каждый должен заботиться о том, чтобы иметь нужное для жизни, то есть: пищу, одежду, жилище и прочие необходимые предметы гражданской жизни, в которой он находится, при том не только для себя одного, но также и для своих, и не только для настоящего времени, но также и для будущего; ибо, если кто не снискивает для себя нужного для жизни, тот не в состоянии оказывать благолюбия, потому что сам имеет во всем недостаток. (Новый Иерусалим и его Небесное Учение, 97)
[/quote]
С другой стороны, как мы знаем, служения каждого уровня есть не цель, но средство для более высоких служений. Ваше выражение «тылы» как раз и говорит о том, что существует «передовая».
Давайте вернемся к вашему предыдущему сообщению:
[quote]Возможность сделать то или иное добро предоставит Господь Сам, … не делать добро, когда оно напрашивается, а у тебя есть возможность, есть плохим… добро в побуждениях не дает человеку ничего, если это побуждение могло вылиться в реальное дело, [а ты не делаешь]. Ну, типа – жаль котенка на дороге, но проходишь дальше, не убрав его в безопасное место.[/quote]
Примем, как аксиому:
если Господь даёт сделать доброе дело, то его нужно выполнить. Теперь, должен ли человек беспокоиться при этом о своих практических нуждах? Нет, не должен. Он же ведь не бездельничает, он исполняет служение, доверенное ему Господом. (Это должно быть именно провиденное для него дело, а не отсебятина, но мы же именно о таком случае и говорим: «Возможность сделать то или иное добро предоставит Господь Сам, … делать добро, когда оно напрашивается, а у тебя есть возможность»). Если человек исполняет такое дело, то тем самым улучшается и его материальное положение. Не всегда человеку дано видеть, где и в чем оно улучшается, но что это так, нет никаких сомнений. Почему мы можем так уверенно судить? Потому, что Господь Сам сказал об этом в евангелии:
[quote]
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Лук.12:31[/quote]
Также разъясняется, как это происходит в духовном, и, отчасти, в природном мире:
[quote]
Всякое действие извлекает жизнь свою от общего и от общего наитствует необходимое, полезное и приятное для жизни по качеству действия и по качеству его любви.
(…) и так как в Мире духовном есть сообщение и распространение всех мыслей и всех чувств, сообщение и распространение чувств любви к действию в небе соответствуют качеству их, а все в небесах заняты и оживлены деятельностью, то по оному необходимое, полезное и приятное для жизни обильно возвращаются к центру жизненных действий и, как плоды действий, – к совершающему дела. (DLW,XII)[/quote]
Допустим, мы видим, что в возникшей ситуации полезна именно наша помощь. Мы меняем планы и принимаем участие. При этом мы не должны думать: «А не лучше было потратить это время на прополку огорода или сбор урожая ради заработка?» Ибо если Господь дал человеку выполнить дело, то его закрома не оскудеют в это время.
Не следует, наверное, изображать здесь какие-то жесткие установки, вроде: не выполнил – всё, пропал навек. Если этот человек пойдет домой и прилежно займется добычей хлеба насущного для семьи, то разве Господь осудит его? И всё же общий принцип именно таков: не следует пренебрегать высшим, отговариваясь необходимостью низшего. Возможность укреплять свое благосостояние всегда есть, а возможность служения ближнему, особенно ближнему в высшей степени, (то есть обществу или церкви), – не всегда. Мы знаем из Слова, что это не человек творит дела «для Господа», а Господь ДАРУЕТ ему служения, чтобы дать ему жизнь вечную. Зачем же отталкивать дар, который протягивает нам рука Господня? Оттолкнешь раз, оттолкнешь два, глядишь и жизнь пройдет.
Таким образом, мы имеем два принципа, которые должны сочетаться: благотворить другим можно только будучи достаточным, но если Господь открывает возможность совершить служение более высокой степени, то не следует беспокоиться о сокращении достатка.
Что касается моих записок, я просто пытаюсь рассуждать, как это всё может выглядеть на практике. Я действительно расписал деление на религиозную сферу, профессиональную и попечения о природных нуждах, но я же упомянул, что это только условный пример на уровне бытовой логики, а не рассмотрение в согласии со всеми частностями Учения.
Речь не должна идти о какой-то дискриминации бытовых нужд, – о том, чтобы уйти с работы, забросить домашние обязанности и сделаться бродячим проповедником. Но речь о том, что в условиях «цейтнота» или альтернативы следует делать главное, а второстепенное оставлять «на потом». А не наоборот.
И я очень извиняюсь, если это могло быть понято, как противопоставление «бездуховных» практических служений служениям духовным. Это совершенно не так! Согласно Слову, в действии всё определяется целью. Нет «духовных» и «недуховных» служений, есть духовные и недуховные цели. Чистит ли человек картошку, выбивает ли ковер, – если в последовательной цепочке целеполаганий он видит, как высшую ступень, Господа, то и эти нижние ступени являются духовными. Ибо в них, низших, содержится тогда высшее. Пусть чуть-чуть, но содержится. И наоборот, можно писать блестящие теологические работы из желания приобрести почет, – и это будут не что иное, как адские служения из похотей ПЛОТСКОЙ любви к миру. Это всё хорошо известно из Учения.
Если человек, с места в карьер, объявляет, что ему «некогда тратить силы на практические служения», и сразу набивается на должности управления, учительства, священства, в действительности же думает только о почете или выгодах, то это хуже, чем если б он попросту предался стяжательству с помощью сомнительного бизнеса или коммерции. И мы хорошо осведомлены, какие последствия влечет такой обман после перехода в духовный мир.
Или другой вариант псевдо-духовных служений – когда человек тратит время, «самоотверженно» помогая кому-то одному на копейку, а в это время десять родственников и знакомых плюс государство (социалка) помогают ему на рубль. Такое случается иногда. Человек весь отдается какой-нибудь альтруистической затее, сравнительно пустяковой, закрывая глаза на те служения, соответствующие его возможностям и образованию, которые он должен был бы отдавать обществу в полном объеме. И при этом тешит себя мыслью, что он выше «материального». Нелепое зрелище.
[quote]всему свое время, время поспать, послушать музыку, поработать[/quote][quote]
То есть у вас на всё хватает времени? Так это и говорит о том, что вы благоразумно ограничили число служений таким количеством, которое можете выполнить.
[/quote]Что касается совмещения повседневных работ и Богопознания, то слава Богу есть смартфоны, вот я например сейчас работая одновременно думаю, читаю разное и общаюсь. Пока фарфор выпекается в печи, есть время почитать.
Вы хотите доказать, что времени на всё хватит, а приводите пример совмещения, который работает против этой цели: большинство-то людей не имеют возможности общаться и читать на рабочем месте
У одного человека обстоятельства таковы, у другого иные, но в общем-то, достаточно характерно, что времени не хватает. А главное, работа ведь подразумевает вовлеченность человека. Невозможно выполнять два дела одновременно, (если только это не самые легкие действия «на автопилоте»).
Если отнять сон, мы имеем в сутки шестнадцать часов, и мы решаем, какими делами заполнить этот «объем» так, чтобы главное не оказалось за его пределами.
О предпочтении одних служений другим говорится в Слове; вот несколько цитат. Они более чем известны, но когда заходит речь о чем-то, то лучше иметь контекст под рукой.
[quote]
… степени [ближнего] суть степени в порядке последовательном, в котором первое или высшее должно предпочитать последующему или низшему.
Общество есть ближний предпочтительнее перед отдельным человеком, …
Отечество есть ближний преимущественнее пред обществом, …
Церковь есть ближний предпочтительнее пред отечеством; …
Царство Господне есть ближний еще в более высокой степени …
… Господь находится на высшей ступени и на Него должно взирать на каждой ступени, как на цель, к которой все стремится, …
(Новый Иерусалим и его Небесное Учение, 91-96)[/quote]
Здесь поименованы служения
естественные и
телесные:
[quote]
Жить для других значит совершать служения; в служениях есть союзы общества, а союзов находится столько, сколько упражнений блага, — служения же безчисленны: ибо есть служения духовные, как то любви к Богу и любви к ближнему; служения нравственные и гражданские, как то любви, касающейся до общества и гражданства, в котором человек пребывает, также относящейся до товарищей и граждан, с коими он находится; есть служения естественные, как то любви мира и его нужд; есть служения телесные, как то любви сохранения себя для дальнейших служений. Все эти служения впечатлены человеку и следуют в порядке одно за другим, и когда совокупно тогда одно в другом. Духовные [люди], состоящие в первых служениях, находятся с тем вместе и в последующих, — это премудрые; не состоящее в первых, а пребывающие только во вторых служениях — и из них в последующих, не так премудры, но только кажутся таковыми из внешней нравственности и вежливости; которые же состоят ни в первых, ни во вторых, а только в третьих и четвертых служениях, те весьма далеки от премудрых, ибо они сатаны, любящие только мир и себя из мира; ещё далее от премудрости и против этих [те], которые пребывают только в одной четвертой степени Служений, ибо эти составляют дьяволов, живущих для самих себя, а если они когда либо помышляют о других, то и тогда имеют в виду только себя или собственную пользу. (Любовь Супружественная, 18)[/quote]
Служения сотворенного по отношению к человеку:
[quote]
330. Поскольку цель сотворения составляет Небо Ангельское, а следовательно, и Человеческий Род, то все остальные сотворенные предметы составляют цели средние, которые, как относящиеся к человеку, имеют в виду три предмета в нем: Тело его, Рассудливое его и его Духовное, для соединения его с Господом. Ибо человек не может соединяться с Господом, не будучи духовным, а духовным не может он быть не будучи рассудливым; рассудливым же не может быть, если тело его не будет в здравом состоянии. Это можно сравнить с Домом; Тело человека составляет как бы фундамент, Рассудливое его – как бы самое здание дома, а Духовное как бы то, что находится в доме; соединение же с Господом, это – как бы самое обитание дома. Из чего видно, в каком порядке, в какой степени и в каком отношении Служения, как цели средние в Сотворении, состоят к человеку, а именно что они служат к поддержанию Тела у него, к усовершению Рассудливого в нем, и к воспринятию им Духовного от Господа.
331. Служения к поддержанию его тела – относятся к Питанию его, к Одежде, к Жилищу, к Отдохновению и Удовольствиям его, и к Защите и Сохранению его состояния (…)
332. Служения к усовершенствованию Рассудливого составляют все то, что научает таким предметам, о каких здесь говорится, и что называется науками (познаниями) и предметами изучения, относящимися ко всему Натуральному, Экономическому, Гражданственному и Нравственному, и чему научается каждый или от родителей и наставников, или из книг, или из сношения с другими, или же сам по себе через размышление.
333. Служения для воспринятия Духовного от Господа составляет все то, что относится к Религии и через то к Богопоклонению, и таким образом все то, что научает признанию и познанию Бога, и познанию и признанию доброго и истинного и, следовательно, жизни вечной. Все такое человек заимствует также через научение от родителей, наставников, из проповедей и из книг; особенно же через изучение жизни, сообразной с познанным, и в Христианском Мире через Учение и Проповедание из Слова, и через Слово от Господа. (ASDLW 330-333)[/quote]
Учение разделяет дела, проистекающие из должности, которые суть дела в полном смысле, и
общие действия:
[quote][i]4. Дела состоят в исправлении своей должности и в исполнении своей работы в данной форме с верностью, прямотой и справедливостью. Смутно понимается, и то немногими, что собственно разумеется в Слове под добром милосердия, называемым делами и даже плодами, а здесь действиями (usus). По буквальному смыслу Слова веруют, что оное состоит в подаянии бедным, в помощи убогим, в добре вдовам и сиротам, и в подобном другом; но это действие не разумеется под плодами, делами и добром милосердия, но разумеется выполнение своей обязанности, своей должности и своей работы в данной форме с верностью, прямотою и справедливостью; (…)
5. Есть общие действия, которые суть также делами милосердия.
Реальные и настоящие дела милосердия суть деятельность каждой функции и каждого управления, как было сказано выше, дела, которые становятся добром милосердия; … Но кроме этих действий есть другие общие, например: верно любить супруга, надлежаще воспитывать детей, благоразумно управлять домом, поступать справедливо со слугами; такие дела суть делами милосердия, когда оные творятся по любви к ним и относительно супругов, по любви взаимной и целомудренной. Есть еще и другие общие действия, как жертвовать даяния полезные и обязательные для Церкви, такое добро становится добром милосердия, насколько Церковь любима, как ближний высшей степени; между общими действиями еще расходы и труды по построению и содержанию сиротских приютов, больниц, мест общих упражнений и подобных других, действия в которых степень количественная безразлична; помогать убогим, вдовам и сиротам потому только, что они убогие, вдовы и сироты, и подавать нищим потому только, что они нищие, суть действия милосердия внешнего, называемого состраданием, но не действия милосердия внутреннего, разве лишь, насколько они извлекают свое начало из самого действия и любви к действию, ибо милосердие внешнее без внутреннего не есть милосердием, внутреннее совершает, что оно становится реально милосердием; в самом деле милосердие внешнее действует по внутреннему разумно, меж тем как милосердие внешнее без внутреннего действует неразумно и очень часто несправедливо. (О Божественной Любви и Мудрости)[/quote]
В другом месте даже сказано, что творение добра, не проистекающего из служения, не есть делами:
[quote]
Творящий дела или добро по Господу творит также дела и для Господа, и это может быть представлено небесною любовью, в которой Ангелы третьего Неба; эти Ангелы суть в любви к Господу больше Ангелов других Небес; те и другие знают, что любить Господа не что иное, как творить добро, которое есть действие; они говорят, что дела - это Господь у них; делами они называют отправление и пользу службы, управление, функции, как у священников и правителей, так у коммерсантов и рабочих; добро, не вытекающее из их должностей, они называют милостыней, даром, а не делами.[/quote]
«Общее дело» и «милостыня, дар» не так важны или ценны, как дела должностей. Думаю, это налагает на нас обязательства рассудить при случае, не дается ли им слишком большой перевес.
Конечно, в отдельных случаях земная профессия может не соответствовать тому подлинному служению, которое предусмотрено для нас в вечности. Но всё же, принцип сохраняется: мы должны стараться действовать в рамках своей специальности, а остальные добрые дела делать только в той мере, насколько они не мешают главному. Профессиональная деятельность действительно самое подходящее средство для благолюбия.
Тут опять приходит мысль об обеспечении тылов. Не глядя на то, что некоторые мужчины, независимо от профессии, любят подержать в руках молоток, все понимают, что выполнение своего основного дела как раз и приносит наилучшие материальные дивиденды. Можно самому уложить на пол линолеум, но проще и быстрее заработать на оплату соответствующего специалиста. В этом смысле заботы о пище, одежде и жилище не у всех людей будут буквально делами для пищи, одежды и жилища. Существует прочно въевшееся представление, что нужно как-то «отдельно» заработать на пропитание, а потом заниматься тем, чем считаешь нужным. Но это результат неправильного порядка в обществе, вроде как у нас в 90-е, когда врачам и учителям, чтобы ноги не протянуть, приходилось держать «курятничек в кладовочке, коровку на балкончике», стоять на рынке, ну и шесть соток знаменитые.
Чтобы обеспечить достаток, человек должен совершенствоваться в тонкостях профессии, не отвлекаясь на посторонние хлопоты, или сводя их, по возможности, к минимуму. Как видим, опять устанавливается иерархия «главное – второстепенное». Можно под настроение помочь соседу приколотить полку в шкафу. Да, согласно Учению, хоть это и не есть дело милосердия, но всё же вещь допустимая и похвальная. Но это не должно отнять силы от главной работы. Иначе получится, что сегодня вы поможете одному соседу починить шкаф, другому поправить забор, пройдет двадцать лет, и окажется, что вы так ничего не добились на профессиональном поприще. А со средним по отрасли окладом придется вести весьма скромное существование, так что впору будет приглашать соседа прибить полочку уже в своем шкафу.
Но даже если не брать помощь другим, – многие люди стараются достичь материальных целей с помощью материальных же дел. Но здесь следует проявлять осторожность в установлении баланса. Ибо если эти дела начнут подавлять профессиональный рост, а ОСОБЕННО, если профессия – это призвание, (то есть связана с любовью к этому делу), то это будет означать, по сути, пилить сук, на котором сидишь. С годами человек обнаруживает, что его материальные начинания как-то удивительно неуспешны, даже сравнительно с такими же начинаниями у окружающих. Так, а что здесь удивительного: для окружающих-то это совпадало с их побуждениями, а для этого человека – нет.
Что каждый человек склоняется к ОПРЕДЕЛЕННОЙ любви действия, подтверждается Учением:
[quote]
Есть роды и виды чувств и различия видов до бесконечности, то же самое с действиями.
(…) Божественная Любовь, которая есть жизнь сама, различается на два Царства; (…) сверх того различается на меньшие царства, которые могут быть названы областями, и те снова на общества, общества на семьи, семьи на дома; таковы в Небесах различия Божественной Любви на роды и на виды, тех же снова на свои виды, выражаемые словом "различия"; так различаются чувства и действия, потому что каждый Ангел есть чувство и есть действие (DLW, X)[/quote]
Если уж нельзя исполнять служение, прямо вытекающее из этой любви, то при возможности следует выбирать наиболее близкое. Думаю, очевидно, что те начинания, которые ближе к своей любви дела, следует предпочесть тем, что дальше, хотя материальное вознаграждение часто склоняет нас к противоположному. (Пожалуй, в нашей жизни так всё перепутано, что в этом отношении иногда действительно неясно, который же принцип предпочесть).
Таким образом, хотя огороды, ремонты, приготовление пищи, починка одежды относятся к служениям ради поддержания тела, но согласно другим местам Учения (о господствующей любви и должностях), в каких-то случаях это может оказаться нарушением правильного порядка. Врач не должен перед работой забегать в палисадник полить картошку, – с ним поделятся те, кто заняты выращиванием овощей. Судья не должен складывать камин, – для этого есть другой человек.
Нет рецепта, сколько следует делать материальных дел, много или мало, ибо это связано со свойствами духа человека, свойствами общества и его личной ситуацией. Но всегда есть дела первоочередные и менее важные. Также, каждый сам решает, кто он: судья или фермер, интеллектуал или коммерсант. А если обстоятельства прижимают, то сам решает, где и в какой мере допустить компромисс. Нет никакой возможности приходить тут к каким-то обобщениям на этот счет. Важен сам принцип: всё это хозяйство следует организовать так, чтобы главное дело осуществилось, или хотя бы продвинулось в этом мире.
хххххххххххххххх
Добавление. Естественно, когда мы читаем в таких местах из Слова, например, «дела ради Церкви», то не имеются в виду только сами физические действия, ибо они могут быть порождены какой-нибудь «левой» мотивацией, но действия, порожденные исключительно той любовью, какой они и должны соответствовать:
[quote]
Действия, имеющие первою и последнею целью собственное благо, не суть делами милосердия. Цель есть все явления и все действия. Господь есть этой целью и по этой цели действие [есть] делом милосердия, что было доказано выше в этой статье; когда же человек есть своей целью, то есть собственное благо его, то он есть всем в явлении и всем в действии; отсюда происходит, что его действие не есть действием по естеству, но есть действием по виду и в этом действии есть жизнь от плоти, но нет жизни духа. DLW,8[/quote]
Но поскольку возрождающиеся творят дела еще не по любви, а в видах стяжания оной, а также «вследствие смятений и искушений», то и невозможно в большинстве случаев рассматривать нашу реальную жизнь строго в согласии с доктриной о служениях. Как я понимаю, у возрождающегося нет еще служений для общества, церкви и Господа в полном смысле слова, есть лишь некий образ их. Поэтому, когда я говорю «с бытовой точки зрения», «по житейской логике», я не имею в виду какую-то альтернативу Учению, ибо такой альтернативы нет и быть не может. Но я имею в виду, что побуждения из любви себя и мира занимают ещё слишком значительную часть в нашей повседневной жизни. Думаю, если мы захотим совершить какое-нибудь дело в ПОЛНОМ согласии с тем, что мы уже понимаем из Учения, то мы, в конечном счете, просто впадем в ступор. Ибо прочесть истину и понять – это происходит сравнительно быстро, извлекаем же из зла своей воли человек лишь постепенно.
И наоборот, когда обсуждается догматика, то речь идет о том, как оно ДОЛЖНО быть, и всё мыслится в строгом соответствии с этим.