Александр, вы нас не разыгрываете? Вы пишете, что нужно без эмоций, но честно говоря, тут трудно без эмоций: продавать наркоту и самогон одним людям, чтобы потом помочь другим, – неужели это можно выдавать за христианство?! Как это возможно? Просто трудно поверить.
Бывают время от времени разные случаи. Женщину убедили, что нужно только молиться и Бог совершит чудо, – у нее дети умерли от голода. Или руководитель типа «богоизбранный» и женщин совращает. Или огромная община, взяли все и покончили с собой, чтобы «спастись», было и такое. Но это уже не пастыри, это просто волки среди несчастных людей, которые им попались.
Все эти умствования, (про самогон и пр.), – они ни к какому «духовному смыслу» отношения не имеют. Чтобы их разоблачить, не нужно тонкостей догматики. Вы всё правильно рассудили: алкоголь – это яд для тела и для души, и продавать ближнему яд, пользуясь его (ближнего) алкогольной зависимостью, есть зло. Или простой пример: хотел ли бы человек, чтобы его сыну за школой продавали наркотики? Наверное, нет. Тогда зачем делать другим то, что не хочешь, чтобы делали тебе самому? И это сопоставление двух проповедей за разные годы: действительно, если таков «прогресс», то чего ждать дальше?
Я бы так сказал: если рассуждение про наркотики и прочее прозвучало один раз, – ну, как полемическое заострение в ходе остальной проповеди, – то это просто неверный и опасный ход мысли. А если на этом делается акцент и во второй и в третий раз, то может и правда, там совсем не христианство как цель, а гораздо более «земные» вещи? Проще говоря, криминал? Со стороны как-то очень похоже (дай бог ошибаться, конечно).
Но всё же, по сути.
Цитата
торговля наркотиками и самогоном не является грехом по слову Божьему. (…)
«Сила» всех доказательств, которые идут после этой фразы, в том, что говорится одна, КАК БУДТО правильная вещь. Однако, если додумать мысль до конца, то становится видно, что она неверна. Но человеку не дают времени думать и переключают уже на другую вещь, – тоже как будто правильную. И так всё время, пока в конце не говорится: «Ну, видите, мы доказали, что это не грех».
Поэтому берем одно утверждение и смотрим. Давайте начнем с самогона.
Цитата
Иисус Христос вместе с учениками после вечери воспев пошли на гору Елеонскую, а перед этим они вина выпили на вечери, вот и пошли с песней. Кто обвинит Иисуса Христа в пьянстве? Никто. Значит можно доброму человеку употреблять.
Говорить, что апостолы на последней (тайной) вечере «выпили, вот и пошли с песней» не следует, ведь здесь вино было, как причастие. Особенно это словечко «вот» придает несвойственный месту смысл, – получается, что апостолы выпили и от этого стали распевать песни. Всё это звучит кощунственно.
Однако в других случаях вино действительно могло употребляться в трапезах. И тут первая несостыковка: вино – да, а самогон-то тут причем?
Почему было не сказать: «Кто живет в частном секторе, давайте будем делать домашнее вино и продавать»? Я лично жил в городке, где каждый частный двор с одних кустов вокруг дома делает по 100-200 литров на зиму. И на базаре это вино всегда продавалось.
На это обычно приводят аргумент, что «в Ветхом Завете упоминается сикера, а это, мол, то же самое, что водка». Вообще-то, в Новом Завете сикера упоминается только один раз, в следующей цитате:
Лук.1:15 ибо он (Иоанн) будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей. Здесь, наверное, есть о чем подумать, но сейчас не будем усложнять, – пусть даже будет водка.
Есть разница между заводской водкой и самогоном. Никакое домашнее оборудование не даст той очистки, которую сейчас применяют в производстве. То есть шел человек в магазин за качественным продуктом, а я его перехватил и соблазняю дешевым, но более вредным для здоровья. О-очень по-христиански.
Теперь следующий момент: «легкость» заработка обратно пропорциональна соблюдению закона. Ведь почему на продаже самогона можно неплохо заработать, а, скажем, на изготовлении и продаже творога – нет? Торгуют же старушки творогом. Но конкуренцию с творогом составят десятки магазинов и сотни старушек. А значит, надо будет РАБОТАТЬ, вкалывать наравне со всеми, и получать сравнительно умеренную прибыль. То ли дело деятельность в обход закона: многие люди соблюдают закон, поэтому конкуренция будет ниже. Легкие деньги!
Только тут сразу надо сказать, что там, где легкие деньги, там всё схвачено, и схвачено такими серьезными дядями, что лучше с ними не связываться. То есть, даже если христианского «продавца» не сцапает полиция, то придется иметь дело с теневым миром. Со всеми оттуда вытекающими рисками для здоровья. То есть практическая сторона вырисовывается такая, что подобный совет пастыря прихожанам выглядит странно.
Однако, возьмем сейчас только моральную сторону дела. И тут первым идет вопрос о количестве выпитого. Тот же Ветхий Завет говорит:
«Горе тем, которые разгорячают себя с утра сикерою» (не помню дословно). А сколько можно выпить крепкого алкоголя, чтобы «не разгорячаться»? Грамм 50, ну 100. Представьте мысленно, сколько людей надо обойти, чтобы что-то заработать. А главное, – как организовать процесс продажи: брать с покупателей «честное пионерское», что они не выпьют лишнего? Конечно, нет. Забудем эти популярные аргументы: «50 грамм полезно, врачи советуют» и т.п. Как и всегда, продажа будет идти всем желающим и в тех объемах, какие они пожелают. (Тут дальше в цитатах так и говорится: «пол литра самогона»).
И вот тут мы подходим к сути дела. Кому же будут продаваться эти солидные емкости? Очевидно, тем, кто в них нуждается. Это те, кто хочет напиться (и взрослые и подростки) и те, кто уже окончательно попали в зависимость, то есть алкоголики со стажем.
Для начала, алкоголь это не просто «химическая формула». Алкоголь – это яд. Даже самый качественный алкоголь всё равно разрушает организм, причем по самым разным направлениям. Я не буду приводить цитаты, ибо места не хватит. Население в этом плане пребывает в приятном неведении, но пусть они всё-таки почитают по теме. А если не верят, пусть пообщаются с любой медсестрой из соответствующего учреждения.
То есть даже если бы крепкий алкоголь НИКАК не влиял на психику, (представим такое), если бы он был в этом плане безобидным, как фруктовое мороженое, то для всех наших органов он оставался бы страшным злом.
Я знаком тут с одной общиной, так у них принято, что кто не бросил курить, тот не имеет права подходить к причастию. Такая суровость меня удивила, и я задал именно этот вопрос: «А в чем зло от курения, – оно ведь душу не затрагивает?» На что мне сразу ответили: «Сказано: «тело есть храм Божий»? – Сказано. А курение разрушает этот храм».
Ну, я оставлю открытым вопрос с курением и причастием, но то, что алкоголь несет вред организму – это правда. Этот факт невозможно замылить никакими тонкими аргументами, никакими рассуждениями. Продал ты поллитру, или налил корешу бесплатно, – эта жидкость будет разрушать тело человека и сокращать срок его жизни. Человек чего-то не сможет, а чего-то не успеет сделать. Это против Провидения.
Но, конечно, самое главное в алкоголе – это его действие на сознание, и вот здесь давайте разберем по полочкам, чтобы не ошибиться.
Сейчас, наоборот, представим, что алкоголь совершенно безвреден для организма, но оказывает одно только психологическое воздействие.
Итак, приводятся доказательства:
Цитата
Какая разница уйдет человек в ад пьяницей или непьющим? Какая разница уйдет он в ад наркоманом или не наркоманом? Это ничего не меняет, все равно ад. В ад он попал не за пьянство, не за наркоманию. Ну, не продал ты ему пол литра самогона и что он пошёл Библию читать? Ввели в стране сухой закон и что все пьяницы взяли Библию, стали изучать, образовали церковь и все обратились до Господа? Да и алкоголь не есть зло, так как зло внутри человека. С виду человек добрый, а внутри злой. Алкоголь только снимает с него эту маску и показывает то зло, которое он скрывал. И вот это зло его уводит в ад, а не самогон. И приводится ссылка на (Лук.6:45).
Я думаю так, что алкоголь, (а в высшей степени, – наркотики), является искусственным средством, освобождающим в определенной мере от тела и дающим доступ к тем духовным сферам, которые человеку не принадлежат.
Я бы сказал, алкоголь в этом смысле есть зелье, как зелье любой колдуньи, с её корешками и сушеными жабами или индейца-мага у Кастанеды, с его вытяжкой из кактусов.
Я не силен в медицине, но сужу по действию. Чего желает человек от выпивки? Чтобы весело было, чтобы чувствовать себя крутым, чтобы ощущать ту самую «любовь ко всем людям». Всё это духовные явления. Причем, сами по себе, это всё нормальные человеческие проявления. НО: всё это должно достигаться на путях служения ближнему. Смотрите: пьяный хочет быть сильным, но он имеет только ощущение силы, а сама-та сила берется из работы. Пьяный хочет быть умным, но ум разрабатывается при чтении умных книжек и в ходе решения серьезных жизненных задач, каковые задачи еще нужно заслужить. Человек хочет быть веселым, но веселье, в истоке своем, возникает от постижения истины, а продолжается по мере реализации этой истины в делах и поступках. Наконец, любовь, – у выпившего она вырвана, выцарапана у Царствия Небесного, она не заслужена реальным добрым отношением к близким, к друзьям. «Кто входит в Царствие не через Дверь, тот вор и разбойник», – мне кажется, отчасти это здесь присутствует.
То есть акт пьянки – это желание получить удовольствия духовной жизни БЕЗ добрых служений, которые при нормальном развитии должны были бы привести к такому духовному состоянию. Однако Божественный порядок не может быть нарушаем; человек отбрасывается туда, где и был, – это как минимум.
Кто-то сказал, что «спиртное отнимает как раз то, что обещает». Пьяный неловок и неумен, но это еще ладно. Ну, там, травматизм имеет место, но мы сейчас не будем о частностях. Смотрим, что происходит в душе человека.
То замечательное чувство, что вот любишь всех и готов последнюю рубаху отдать первому встречному, – это чувство длится минут 20. И – наступает откат, ломка. Удовольствие вдруг исчезает, любовь сменяется агрессией.
Что происходит дальше? Человек, испытавший удовольствие, будет возвращаться к удовольствию снова и снова. Так начинает накатываться цикличность: выпил – опохмел – трезвость, выпил – опохмел – трезвость. Человека начинает затягивать в это чертово колесо. Защитная реакция организма (рвота) отказывает. Наступает, как говорят в народе, «вторая стадия». Человек может употребить хоть литр и «ни в одном глазу», (чем он по глупости бахвалится). Однако как и со всяким наркотиком, со временем период «удовольствия» сокращается, а негатив возрастает. В организме происходят изменения. Наступает третья стадия, когда достаточно и 100 грамм, чтобы окосеть. Человеку теперь тяжело находиться в трезвом состоянии; чтобы чувствовать себя более менее сносно, он должен ходить постоянно слегка «поддатый». А СВЕРХ этой поддатости, алкоголик время от времени «уходит в загул», – желание получить «удовольствие» никуда не делось. Но получение этого удовольствия превращается в тяжкую муку.
Во-первых, чисто физические страдания. Даже если бы человек шел в Небеса, а боль терпел только временно, то неужели боль другого человека уже не вызывает у нас сочувствия? Люди жалеют даже собаку с перебитой лапой, хотя она не имеет ни души, ни вечности. А тут про человека рассуждают: «ну, раз он зол, мы продадим ему дури, пусть уже здесь мучится». От такой логики веет цинизмом и бессердечием.
Цитата
Также приводится аргумент, что добрые люди, ну чаще всего не употребляют
Договорим до конца: добрые люди зелье не купят, (значит на нас и греха нет), а злым продавать можно, – ибо они же злые. Так получается?
А может, не все злые безнадежны? Кто будет судить о каждом из них, кто определит, какая его ждет судьба здесь и в вечности? Судить может только судья, по конкретному преступлению, и на основании свода законов. А не разносчик самогона.
А потом, каждый пьющий когда-то был непьющим. И мало есть таких, кому идея выпить пришла наедине, – чаще всего бутылка появляется со стороны. Значит, теперь «подносящим» окажусь я? И я буду думать: «Добрый человек – откажется, а злой – в любом случае свернет с пути праведного, что со мной, что без меня». Тогда, давайте будем кидать кожуру от банана просто на тротуар: «Если добрый человек, его Господь обережет, а если поскользнулся, упал, – ну, так злому так и надо». Однако, сравним: «дОлжно прийти соблазнам, но горе тому, через кого соблазн приходит».
Не клади под ноги слепому, чтобы ему преткнуться – говорится в Ветхом Завете. Конечно, это о духовном, но, думаю, это можно разуметь и в буквальном смысле. Человека, бездумно втягивающегося в пьянство, можно сравнить со слепым. Да он и есть духовный слепец. Так вот, нужно искусными методами открыть ему глаза, а не пользоваться ситуацией в видах своего обогащения.
Даже простой народ, при Союзе, хоть и нес грош, а не любил самогонщиц, считая, что они наживают деньги недобрым делом.
Во-вторых, физические страдания – это только меньшее зло; все мы знаем, что не этим страшно пьянство. Происходят изменения в личности, – человек не ставит никаких целей, кроме ближайших материальных, наступает заторможенность в мыслях, человек теряет рабочую квалификацию. Семья если и не распадается, то уж мир и согласие там редко сыщешь.
И да, – всё чаще идут вспышки агрессии.
Цитата
алкоголь не есть зло, так как зло внутри человека.
Мысль ясна: не то, что входит в уста, оскверняет человека. Поэтому, пьешь или не пьешь, на спасение это влияния не оказывает.
Вот пример, как можно из софистики доказать, что белое – это черное, а черное – это белое, да еще затем подтвердить ИЗ ПИСАНИЯ!
Что есть первым шагом к преобразованию и возрождению человека? – познание истины. Без этого познания человек не может подняться над своими похотями и увидеть их. А что «эффективней» затемняет сознание, как не спиртное? Не зря же перечисляют медицинские книжки среди симптомов: «снижение умственных способностей», «нарушение логического мышления».
Давать человеку то, что загораживает путь к спасению, – это зло или не зло? Не будет ли это более тяжким грехом, чем даже нанести увечье, (ибо увечье спасению не препятствует)?
Далее. Все христиане знают, что злые мысли внушаются человеку адскими духами. Поэтому опасно для человека продираться в духовный мир своими силами. Ибо эти духи действуют с такой хитростью, что человек совершенно не может постичь и противостоять их лжи. Если человек невозрожден, если лишен защиты Господа, то он оказывается просто легкой добычей.
Да, алкоголь сам по себе не вызывает ни гордыни, ни гнева, ни похоти. Я думаю, это правда. Но он «выбрасывает» человека в духовный мир. Я не очень разбираюсь, каков здесь механизм, но результат можно видеть по последним стадиям алкоголизма.
Недавно я смотрел ролик. Парень с четырьмя надрезами поперек шеи, из которых торчат хвостики хирургических ниток, рассказывает: «Я был в ванной, они говорят: ты должен убить себя. Я достал из станка лезвие… Потом вывалился в коридор, вижу кровь льет, думаю – что-то не то».
Насколько нужно было создать особую «реальность», чтобы молодой парень, только свалившись в коридоре, сообразил, что «что-то не то»!
(К слову, все знают про белую горячку, она же алкогольный психоз. Реже говорят про алкогольную эпилепсию. А она может развиться уже за 4-5 лет пьянства. Человек падает на пол, его крутит, изо рта пена идет. Предвестники кризиса: перепады настроения, озлобленность, агрессивность; нарушения речи; снижение концентрации внимания, ухудшение памяти и мышления; нарушение зрения, наконец галлюцинации. Первый припадок происходит в состоянии опьянения, но может открыть дорогу, и следующие приступы будут происходить уже в трезвом виде).
«Типичными сюжетами – цитата, – алкогольных галлюцинаций являются ползание насекомых, а также появление мистических существ». Достаточно посмотреть рисунки художников-алкоголиков по поводу этих существ, чтобы представить, какой это всё ужас и страдание для человека.
Но представим теперь, что скорая не успела приехать. У человека просто язык в гортань попал, или ударился при падении. И всё, закончился земной путь, закончилось покаяние и исправление.
Вернемся в «начало» дней: человек мог встретить людей, которые показали бы истину; он сохранил бы хоть столько разумения, сколько было, а не вытравливал бы нейроны, он мог изживать привязанность ко злу, занимаясь каким-нибудь полезным делом. Этот человек не потратил бы кучу денег на покупку, по сути, яда, а потратил бы на что-то полезное, не разрушил бы отношения с людьми. Наконец, он умер бы, когда Господь решит, а не замерзнув в канаве. И мог бы занять свое место – ну хорошо, пусть в аду, но ад-то ведь очень, очень разной глубины. Это, кстати, еще одна ложь: дескать, если пропал, то уже какая разница. Есть разница.
И вместо этого начать рассуждать, что дескать, алкоголь сам по себе не зло… Какое ж это христианство, – это софистика, и весьма злая.
Насчет наркотиков не буду писать: там всё то же самое, только еще мрачнее, соответственно вина продающего тяжелее.
Есть христианские группы, помогающие другим тоже освободиться от зависимости, а вот чтобы продавать самогон и наркотики – впервые вижу.
Теперь с целью, которая, как говорится, оправдывает средства.
Цитата
В жизни христианина возникает ситуация, когда ему срочно нужны деньги для спасения жизни близкого человека (тоже христианина). Чтобы эти деньги добыть христианин организовывает торговлю наркотиками и самогоном. Цель – спасти жизнь близкого человека за счет заработанных денег. Причем, допустимо, даже торговать ради спасения ближнего телом (проституция). То есть в данном случае важна цель – милосердие. За счет заработанных денег будет спасена жизнь христианина, а разве это не милосердие?
Тут как бы рассуждение по линии парадоксов: если нарушить меньшую заповедь (укради, продай наркоту) ради того, чтобы соблюсти наибольшую заповедь о любви (спасти ближнего), то это угодно Богу.
Попробуем сразу зайти «от обратного»: у друга-христианина умирает ребенок, нужны деньги на операцию. Человек готов помочь; он берется за работу наемного убийцы (киллера). Убил, кого надо, отдал деньги другу, – малышка спасена.
Нет, не вытанцовывается.
Добавляем рассуждение: «Надо сначала узнать, кто тот человек, которого надо убить. И если он негодяй, то всё правильно, – жизнь ребенка важнее».
Нет, и этого нельзя. Не нам решать, чью жизнь удлинять, чью укорачивать.
Достоевский об этом роман написал: Раскольников идет убивать старуху-ростовщицу, потому что ее бытие никчемное, а ее деньги можно пустить на «хорошее дело».
Понятно, что ничего такого человек даже мыслить не имеет права.
Опять рассуждение: так ведь не убивать предлагается, а только продать самогон или наркотик.
Но если что-то сокращает жизнь человека, (см. выше), то это убийство. Что предлагается продавать не всегда, а пару раз – тоже ничего не меняет: маленькое зло не становится добром.
Цитата
Может действительно исходя из духовного смысла Слова это учение верное? Может где Сведенборг прямо об этом пишет, а я еще этой книги не успел прочитать?
Возможно в этих словах, (что цель – это главное в действии), и есть какой-то отголосок, намекающий, что это взято из Сведенборга. (Потому что всё остальное вообще не имеет связи). Но прочитанное было так перекручено, что превратилось в свою противоположность. Коротко говоря: пусть авторы приведенных проповедей покажут, где у Сведенборга, хоть в едином месте, говорится, что ради благой цели мы имеем право сделать зло.
Я бы еще такой момент добавил: неужели жизнь на земле это такое благо в сравнении с Небесами, что мы должны пускаться во все тяжкие, чтобы «спасти»? Попирая решение Бога, нанося вред другим людям, но – «спасти». А как же: «Но да будет Твоя воля, а не моя»?
Еще: обсуждать «крайние» способы добычи денег может быть моральное право только в том случае, если исчерпаны все легальные и законные способы. Вопрос: община обсуждала, например, вариант собрать кассу взаимопомощи? Или прощупать вопрос с кредитами? Или пойти поработать всем вместе, чтобы прикопить денег? Или подумать, что можно будет продать \ заложить в случае крайней нужды? Почему нужно начинать обсуждение с каких-то диких крайностей; это неестественно и выдает желание скорее пофилософствовать, чем действительно взяться за решение полезной задачи.
ПС. Всё это только мои рассуждения, а не непосредственно Учение.